Илья Папоян. Вечера в Английском зале. Прекрасное в изысканном

Набережная Мойки,122, Санкт-Петербург
Английский зал Санкт-Петербургского Дома Музыки
Возраст: 12+
Открытие сезона "Вечеров" в Доме музыки. Звучит изящное барокко: к 340-летию И.С. Баха лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского Илья Папоян исполнит виртуозные Гольдберг-вариации, заключающие в себе многообразие стилей: итальянский стиль с вариациями токкатного типа и виртуозностью, французский стиль с обилием мелодических украшений, немецкий стиль проявляется в канонической имитации, а также польский и черты галантного стиля.
Считается, что вариации были написаны по заказу графа Германа Карла фон Кайзерлинга, русского посланника в Саксонии, и названы в честь его клавесиниста Иоганна Готлиба Гольдберга. Известно, что Кайзерлинг страдал от бессонницы, и музыкант Готлиб Гольдберг был приглашён исполнять Вариации для него по ночам.

«Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и ее нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки. Абсолютная музыка может навести на мысль или вызвать у слушателя настроение, но ее первичная функция – доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы», – размышлял Сергей Рахманинов, автор удивительных по красоте прелюдий.

Летом 1910 года в письме другу, музыкальному педагогу Никите Морозову композитор жаловался: «Хуже всего идет дело с мелкими фортепианными вещами. Не люблю я этого занятия и тяжело оно у меня идет. Ни красоты, ни радости». В тот год композитор создал цикл прелюдий ор.32, а несколькими годами ранее – сборник прелюдий ор.23. Две эти тетради «мелких вещей» вместе с Прелюдией ор.3 создают законченный цикл пьес во всех тональностях.